Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наши новости

19.10.2021Победа во втором этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности...Читать далее »
16.10.2021Месячник по благоустройству территорий 16.10.2021Читать далее »
16.10.2021Шестой школьный день в СШ №208 г. Минска...Читать далее »
15.10.2021Наши поздравления С Днём Матери председателю Совета ветеранов ЖЭС -99 Квитановой Вере Павловне...Читать далее »
14.10.2021МАСТЕР-КЛАСС «ПОСТ №1»Читать далее »
02.10.2021В рамках республиканской благотворительной акции «Мы выбираем помощь пожилым людям»...Читать далее »
Архив новостей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ РИТУАЛА НЕСЕНИЯ ПОЧЕТНОЙ ВАХТЫ ПАМЯТИ НА ПОСТУ №1 ГОРОДА-ГЕРОЯ МИНСКА

Строевая подготовка – один из важнейших разделов начальной военной подготовки. Она направлена на выработку у обучаемых строевой выправки, подтянутости, аккуратности, дисциплинированности, умелого и быстрого выполнения одиночных строевых приёмов и слаженных действий в составе подразделения.

Основа строевой подготовки – индивидуальная работа с учащимися и образцовый показ преподавателем строевых приёмов.

Чтобы успешно обучать, учитель допризывной подготовки должен постоянно повышать личную строевую выучку и методическое мастерство, тщательно готовить себя к каждому занятию, лично проводить образцовый показ строевых приёмов и действий, своевременно подмечать и исправлять ошибки, допущенные учащимися.

 Методы строевого обучения

Методы обучения – это пути и способы, с помощью которых достигается усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приёмами обучения.

В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании (например, показ с рассказом, объяснение с упражнением). В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, другие – подчиненную.

В строевом обучении в основном применяются следующие методы:

-устное изложение;

-показ;

-тренировка.

Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приёмов.

Показ приёмов учителем допризывной подготовки помогает учащимся создать наглядный образ изучаемого предмета. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация. Показ приёмов может быть с помощью учителя допризывной подготовки или специально проинструктированных обучаемых.

Для успешного применения учителем допризывной подготовки метода показа необходимо: глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять приёмы; выдерживать установленный темп выполнения приёма.

Тренировка – это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приёмов в целях выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

Чтобы тренировка прошла успешно, для этого необходимо:

- понимание учащимися цели упражнения;

- усвоение учащимися содержания и строгой последовательности выполнения разучиваемых действий;

- разделение учителем допризывной подготовки сложных приёмов на составные элементы;

- наращивание темпа, чему должна предшествовать работа по выработке у обучаемых правильных действий;

- соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий.

Для достижения целей строевого обучения учитель допризывной подготовки может воспользоваться следующими рекомендациями. Необходимыми условиями преподавания любой дисциплины являются твёрдое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нём, излагать материал просто и доступно.

Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо ещё знать, как учить.

Методическое мастерство учителя допризывной подготовки определяется умением найти такой метод объяснения, показа и тренировки строевого приёма, который подходит для данного занятия.

Объяснение приёма должно быть кратким, чётким и ясным, как и сам приём. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Учитель допризывной подготовки должен найти такое место перед строем, чтобы было видно всем учащимся, как он выполняет приём.

Огромное значение в строевом обучении имеет умение учителя допризывной подготовки чётко и громко подавать команды. Перед подачей команды или отдачей приказа он должен принять положение «смирно».

Команды делятся на предварительные и исполнительные.

Предварительная команда подаётся отчётливо, громко и протяжно, чтобы учащиеся, находящиеся в строю, поняли, каких действий требует от них учитель допризывной подготовки.

Исполнительная команда подаётся после паузы громко, отрывисто и чётко. По исполнительной команде производится немедленное и точное её выполнение. Например: «Отделение – СТОЙ», где «СТОЙ» – исполнительная команда.

Кроме предварительных и исполнительных команд установлены только исполнительные команды, требующие немедленного выполнения. Например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО».

Обучение строевым приёмам надо проводить в такой последовательности:

- ознакомление;

- разучивание;

- тренировка.

Для ознакомления с приёмом учитель допризывной подготовки должен:

- назвать приём или/и указать, где и для какой цели он применяется;

- подать команду, по которой выполняется приём;

- показать строго по Строевому Уставу, как выполняется приём в целом, а затем в медленном темпе – по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приёмом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приёма разучивание его может проводиться:

- в целом, если приём несложный;

- по разделениям, если приём сложный;

- с помощью подготовительных упражнений, если приём сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приёма (если его сложно выполнить) также начинается с показа и краткого объяснения.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приёме (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.

Показ приёма необходимо сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приёме недостаточно иметь только зрительное представление, нужно его ещё и осмыслить.

 Занятие по строевой подготовке

 Учитель допризывной подготовки проводит занятие по строевой подготовке на оборудованных для этих целей местах. Каждое занятие должно проводитьсяс использованием элементов соревнования как между обучаемыми в отделении, так и между самими отделениями.

На первом занятии по строевой подготовке учитель проводит строевой расчёт: учащиеся занимают места в строю в зависимости от роста (по ранжиру).

Занятия состоят из двух частей.

Первая часть – тренировка ранее изученных приёмов (тренировка, одного–двух приёмов в течение 10–15 минут).

Вторая часть – изучение нового приёма (изучение одного–двух приёмов в течение 25–30 минут).

Тренировка проводится двумя способами: односторонним и двусторонним.

Односторонний способ характерен тем, что все обучаемые находятся в разомкнутом строю, тренируются в выполнении приёма только под руководством учителя допризывной подготовки.

Двусторонний способ характерен тем, что учащиеся тренируются попарно по команде хорошо подготовленного старшеклассника. Этот способ помогает обучить менее подготовленных старшеклассников.

Односторонний и двусторонний способы организации занятий могут включать в себя такие приёмы, как:

- «Делай, как я» (учитель допризывной подготовки выполняет приём вместе с учащимися);

- «Тренирую одного – выполняют все».

Из разомкнутого строя по команде учителя допризывной подготовки один из обучаемых выходит из строя на пять шагов и выполняет упражнение вне шеренги. Учащиеся, находящиеся в строю, выполняют те же действия.

Тренировку приёма целесообразно проводить в замедленном темпе, постепенно доводя его до образцово уставного.

По истечении 10 минут учитель допризывной подготовки командует: «Закончить тренировку».

Во второй части занятий учитель допризывной подготовки разучивает вместе с учащимися новый приём. Для этого он становится перед строем так, чтобы всем ученикам было его видно и знакомит их с новым приёмом следующим образом:

-называет его (например, строевой шаг);

-образцово показывает (проходит строевым шагом перед строем);

-показывает его в замедленном темпе (темп 60 шаговв минуту);

-объясняет, когда и где применяется строевой шаг, в какой последовательности его нужно изучать.

Такие строевые приёмы, как строевой шаг, мемориальный шаг, повороты в движении, отдание воинского приветствия без головного убора (с головным убором), подход к начальнику, отход от начальника целесообразно разбить на отдельные элементы.

Строевые приёмы

Перед началом выполнения всех упражнений учащиеся должны принять строевую стойку: стать прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперёд; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бёдер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, подбородок не выставлять; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Движение строевым шагом

Первое упражнение для рук на четыре счёта

На счёт «делай – РАЗ» – согнуть правую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят.

На счёт «делай – ДВА» – руки опустить.

На счёт «делай – ТРИ» – согнуть левую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно правую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть левой руки слегка приподнят.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – руки опустить.

 Второе упражнение для рук на три счёта

На счёт «делай – РАЗ» – согнуть правую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят.

На счёт «делай – ДВА» – согнуть левую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно левуюруку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть левой руки слегка приподнят.

На счёт «делай – ТРИ» – принять строевую стойку.

Упражнение для рук и ног на четыре счёта

 На счёт «делай – РАЗ» – корпус слегка подать вперёд, левую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вынести вперёд на высоту 15-20 см от земли. Одновременно согнуть правую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ДВА» – приставить левую ногу к правой ноге, руки – вниз, после чего принять строевую стойку.

На счёт «делай – ТРИ» –корпус слегка подать вперёд, правую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вынести вперёд на высоту 15-20 см от земли. Одновременно согнуть левую руку в локте так, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела, одновременно правую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» –приставить правую ногу к левой ноге, руки – вниз.

 Движение строевым шагом на три счёта с удержанием ноги внизу

 Упражнение начинается по команде «Строевым шагом на три счёта с удержанием ноги внизу, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай  – РАЗ»  – вынести вперёд левую ногу (в момент подъёма левой ноги правая рука движется вперёд, а левая рука – назад до уставного положения). Одновременно с постановкой левой ноги на землю обе руки опустить, в то же время правую ногу оторвать от земли и поднести к левой, оставляя её на весу.

На счёт «делай – ДВА, ТРИ» – остаться в последней позиции для выработки устойчивого положения.

На счёт «делай – РАЗ» – вынести вперёд правую ногу (в момент подъёма правой ноги левая рука движется вперёд, а правая рука – назад до уставного положения). Одновременно с постановкой правой ноги на землю обе руки опустить, в то же время левую ногу оторвать от земли и поднести к правой, оставляя её на весу.

На счёт «делай – ДВА, ТРИ» – выдержка.

Упражнение выполнять до команды «СТОЙ!».

Строевой шаг на три счёта с выносом ноги вперёд

Упражнение выполняется по команде «Строевым шагом на три счёта с выносом ноги вперёд, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с левой ноги, одновременно руки двигаются в такт шага. Поднять правую ногу, вынести её вперёд, оторвав на 15–20 см от земли (носок оттянут), левую руку согнуть в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела. Одновременно правую руку отвести назад до уставного положения.

На счёт «делай – ДВА, ТРИ» – остаться в последнем положении.

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с правой ноги, одновременно руки двигаются в такт шага. Поднять левую ногу, вынести её вперёд, оторвав на 15–20 см от земли (носок оттянут), правую руку согнуть в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы кисть поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела. Левую руку отвести назад до уставного положения.

На счёт «делай – ДВА, ТРИ» – выдержка.

Упражнение выполнять до команды «СТОЙ».

Закончив обучение и тренировку движения строевым шагом по разделениям, приступить к обучению движению строевым шагом с темпом 60–80 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110–120 шагов в минуту.

В ходе всего обучения необходимо следить за соблюдением размера шага (70–80 см).

 Мемориальный шаг

 Первое упражнение для рук на четыре счёта

На счёт «делай – РАЗ» – согнуть правую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (правая ладонь должна быть напротив левого плеча), одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ДВА» – руки опустить.

На счёт «делай – ТРИ» –согнуть левую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (левая ладонь должна быть напротив правого плеча), одновременно правую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – руки опустить.

Второе упражнение для рук на три счёта

На счёт «делай – РАЗ» – согнуть правую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (правая ладонь должна быть напротив левого плеча), одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ДВА» – согнуть левую руку в локте, произведя ею движение от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (правая ладонь должна быть напротив левого плеча), одновременно отвести правуюруку назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ТРИ» – принять строевую стойку.

 Третье упражнение для рук и ног на четыре счёта

На счёт «делай – РАЗ» – вынести левую ногу вперёд с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 40-45 см от земли. Согнуть правую руку в локте, производя ею движение от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (правая ладонь должна быть напротив левого плеча), одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ДВА» – приставить левую ногу к правой ноге, руки – вниз и принять строевую стойку.

На счёт «делай – ТРИ» – вынести правую ногу вперёд с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 40-45 см от земли. Согнуть левую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (левая ладонь должна быть напротив правого плеча), одновременно правую руку отвестиназад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – приставить правую ногу к левой ноге, руки – вниз, после чего принять строевую стойку.

Мемориальный шаг на четыре счёта с выносом ноги вперёд

Упражнение начинается по команде «Мемориальным шагом на четыре счёта с выносом ноги вперёд, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – вынести левую ногу вперёд с оттянутым носком (при этом ступня должна быть параллельна земле) на высоту 40-45 см от земли. Согнуть правую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (правая ладонь должна быть напротив левого плеча), одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «ДВА, ТРИ» – остаться в последнем положении (стоя на прямой правой ноге).

На счёт «ЧЕТЫРЕ» (сделав определённое словесное ударение) – вынести правую ногу вперёд с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 40-45 см от земли. Согнуть левую руку в локте, произведя движение ею от плеча около тела так, чтобы рука поднялась на уровень плеча (левая ладонь должна быть напротив правого плеча), одновременно правую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе.

На счёт «РАЗ, ДВА, ТРИ» – выдержка.

Упражнение необходимо выполнять до команды «СТОЙ!».

Закончив обучение и тренировку движения мемориальным шагом по разделениям, приступить, не считая вслух, а про себя, к обучению упражнения движение мемориальным шагом на четыре счёта.

В ходе всего обучения следить за соблюдением размера шага 70-80 см.

  Поворот направо в движении по разделениям

 Певое упражнение на три счёта

 Упражнение выполняется по команде «Поворот направо, по разделениям на три счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ!» –сделать шаг с левой ноги, произведя взмах руками в такт шага, одновременно с опусканием рук подвести носок правой ноги к пятке левой и остановиться в положении с опущенными руками так, чтобы вес тела был на левой ноге, а правая нога не касалась земли.

На счёт «делай – ДВА» –резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперёд, сделав взмах руками, с постановкой правой ноги опустить руки.

На счёт «делай – ТРИ» – энергично и кратчайшим путём приставить левую ногу к правой.

 Второе упражнение на четыре счёта

Упражнение выполняется по команде «Поворотнаправо, по разделениям на четыре счёта с поворотом на третьем счёте, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ, ДВА» – двигаться строевым шагом.

На счёт «делай – ТРИ» – сделать шаг с левой ноги, произведя взмах руками в такт шага. Перенести тяжесть тела на левую ногу, резко повернуться на носке направо и одновременно вынести прямую правую ногу вперёд на высоту 15–20 см от земли, левая рука находится впереди выше пряжки пояса на ширине ладони и на расстоянии ладони от тела, правая рука отведена назад до отказа.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – сделать шаг с правой ноги, произведя взмах руками в такт шага и приставить левую ногу.

Упражнение выполнять до команды «СТОЙ!».

Поворот налево в движении по разделениям

Первое упражнение на четыре счёта

Упражнение выполняется по команде «Поворот налево, по разделениям на четыре счёта, шагом – МАРШ».

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с левой ноги вперёд, одновременно правой рукой произвести движение от плеча около тела так, чтобы кисть поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела, левую руку отвести назад до отказа. При постановке ноги на землю, руку опустить вниз, тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу отделить от земли.

На счёт «делай – ДВА» – сделать шаг с правой ноги, одновременно выполнить взмах руками в такт шага. Перенести тяжесть тела на правую ногу, энергично повернуться налево на носке правой ноги, одновременно вынести прямую левую ногу вперёд на высоту 15–20 см от земли, правая рука находится впереди выше пряжки пояса на ширине ладони и на расстоянии ладони от тела, левую руку отвести назад до отказа.

На счёт «делай – ТРИ» – сделать шаг левой ногой вперёд, тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу оторвать от земли, руки опустить.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – энергично приставить правую ногу.

Второе упражнение на четыре счёта

Упражнение выполняется по команде «Поворот налево, по разделениям на четыре счёта, шагом –МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ, ДВА, ТРИ» – движение строевым шагом.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – сделать шаг с правой ноги. Выполнить те же действия, что и на счёт «делай – ДВА» в первом упражнении.

Упражнение выполнять до команды «СТОЙ!».

Повороты кругом в движении по разделениям

Первое упражнение на четыре счёта

Упражнение выполняетсяпо команде «Поворот кругом, по разделениям на четыре счёта, шагом –МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с левой ноги, руки двигаются в такт шага. Одновременно с постановкой ноги на землю руки опустить, тяжесть тела перенести на левую ногу, правую – оторвать от земли.

На счёт «делай – ДВА» – сделать полшага с правой ноги и поставить её так, чтобы сторона каблука была на линии каблука левой ноги, развернуться на носках обеих ног на 180°, одновременно вынести левую ногу с оттянутым носком вперёд на высоту 15–20 см от земли. Выполнить взмах руками  в такт шагa. К концу второго счёта правая рука находится впереди выше пряжки пояса на ширине ладони и расстоянии ладони от тела, левая рука – отведена назад до отказа.

На счёт «делай – ТРИ» – сделать шаг с левой ноги, руки опустить.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – энергично и кратчайшим путём приставить правую ногу.

Второе упражнение на четыре счёта, выполняемое целиком

Упражнение выполняется по команде «Поворот кругом на четыре счёта, шагом –МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ, ДВА, ТРИ» – двигаться строевым шагом, темп движения 80–100 шагов в минуту.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – сделать полшага с правой ноги и поставить её несколько влево так, чтобы правая сторона каблука правой ноги была на линии левой стороны каблука левой ноги, развернуться на носках обеих ног на 180°, одновременно вынести прямую левую ногу вперёд на высоту 15–20 см от земли. Руки выполняют движение в такт шагa и к концу второго счёта находятся в положении: правая рука находится впереди на ширине ладони выше пряжки и расстоянии ладони от тела, левую руку отвести назад до отказа, после принять строевую стойку.

 Воинское приветствие без головного убора (нa месте)

 Первое упражнение на три счёта

 Упражнение выполняется по команде «Отдание воинского приветствия, по разделениям на три счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – энергично повернуть голову в сторону, указанную начальником (например, вправо).

На счёт «делай – ДВА» – медленно поворачивать голову влево, как бы сопровождая начальника поворотом головы.

На счёт «делай – ТРИ» – принять строевую стойку.

 Второе упражнение на четыре счёта

Упражнение выполняется по команде «Отдание воинского приветствия, по разделениям на четыре счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – повернуться в сторону, указанную начальником, не приставляя ноги.

На счёт «делай – ДВА» – приставить ногу и одновременно чётко повернуть голову в сторону начальника.

На счёт «делай – ТРИ» – повернуть медленно голову, как бы сопровождая начальника поворотом головы.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – принять строевую стойку.

Закончив обучение, учитель допризывной подготовки размыкает строй с интервалом в восемь шагов и переходит к следующему упражнению.

 Отдание воинского приветствия в головном уборе (на месте)

 Упражнение на три счёта

Упражнение выполняется по команде «Прикладывание руки к головному убору и опускание её по разделениям на три счёта, шагом – МАРШ!»

На счёт «делай – РАЗ» – правую руку медленно поднимать вверх так же, как при движении строевым шагом.

На счёт «делай» – продолжать поднимать руку вверх и на уровне пуговицы кармана кителя начинать раскрывать кисть руки, затем руку поднять до уровня щеки, кисть руки почти раскрыть.

На счёт «делай – ДВА» – резко поднять правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь – прямая, средний палец касался нижнего края головного убора, локоть находился на линии плеча.

На счёт «делай – ТРИ» – опустить правую руку.

 Отдание воинского приветствия без головного убора (в движении)

Упражнение на два счёта

Упражнение выполняется по команде «Отдание воинского приветствия, по разделениям на два счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с левой ноги, затем поднять её вверх. Правой рукой выполнить движение, левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Опустив ногу на землю, повернуть голову в указанную сторону, руки опустить, правую ногу оторвать от земли.

На счёт «делай – ДВА» – энергично и кратчайшим путём приставить правую ногу к левой ноге, голову держать ровно.

 Упражнение на три счёта

Упражнение выполняется по команде «Отдание воинского приветствия, по разделениям на три счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – сделать шаг с левой ноги, затем поставить её на землю, руки опустить, правую ногу оторвать от земли.

На счёт «делай – ДВА» – сделать шаг с правой ноги, затем поставить её на землю, повернуть голову в указанную сторону, руки опустить, левую ногу оторвать от земли.

На счёт «делай – ТРИ» – приставить левую ногу к правой.

Отдание воинского приветствия в головном уборе (в движении)

В этом упражнении следует обратить внимание на то, что если рука опускается от головного убора под левую ногу, то она идёт безостановочно назад до отказа, если же учащийся опускает руку от головного убора под правую ногу, то рука опускается на высоту пряжки. Но сначала нужно разучить подход к начальнику и отход от него по разделениям.

Подход к начальнику по разделениям

Упражнение на три счёта

Подход к начальнику по разделениям на три счёта выполняется по команде «Подход к начальнику, по разделениям на три счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – левой ногой сделать строевой шаг вперёд, произведя движение руками в такт шага и зафиксировав движение на левой ноге, руки опустить.

На счёт «делай – ДВА» – приставить правую ногу к левой с одновременным прикладыванием правой руки к головному убору.

На счёт «делай – ТРИ» – правую руку опустить.

 Упражнение на четыре счёта

 Упражнение выполняется по команде «Подход к начальнику, по разделениям на четыре счёта, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ, ДВА, ТРИ» – сделать три строевых шага.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – приставить правую ногу к левой с одновременным прикладыванием правой руки к головному убору.

На счёт «делай – РАЗ, ДВА, ТРИ» – держать руку у головного убора.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – опустить руку.

При выполнении данного упражнения возможны следующие варианты подхода к начальнику:        

- если учащийся перешёл на строевой шаг за пять шагов до начальника и остановился напротив него за три шага, то он должен выполнить два строевых шага;

- если учащийся перешёл на строевой шаг за пять шагов до начальника и остановился напротив него за два шага, то он должен выполнить три строевых шага;

- если учащийся перешёл на строевой шаг за шесть шагов до начальника и остановился напротив него за два шага, то он должен выполнить четыре строевых шага;

- если учащийся перешёл на строевой шаг за шесть шагов до начальника и остановился напротив него за три шага, то он должен выполнить три строевых шага.

При подходе к начальнику возможен также переход на строевой шаг как с левой, так и с правой ноги.

Отход от начальника по разделениям на пять счётов

Упражнение выполняется по команде «Отход от начальника, по разделениям на пять счётов, шагом – МАРШ!».

На счёт «делай – РАЗ» – приложить правую руку к головному убору и ответить: «Есть».

На счёт «делай – ДВА» – повернуться кругом (направо, налево), не приставляя сзади стоящей ноги.

На счёт «делай – ТРИ» – приставить правую ногу.

На счёт «делай – ЧЕТЫРЕ» – с первым опустить правую руку.

На счёт «делай – ПЯТЬ» – приставить правую ногу к левой.

СХЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТУАЛОВ НА ПОСТУ №1

 Общая схема выполнения ритуала на Посту №1

 Схема выполнения первого элемента ритуала на Посту №1 – размыкание смены

 1. Выход смены из подземного перехода на площадь Победы. Смена останавливается на отмеченных точках по команде разводящего      : «Смена на месте – СТОЙ!». Смена останавливается. Разводящий        снова командует: «Смена, за мной на Пост №1, шагом – МАРШ!».

2. Размыкание смены мемориальным шагом до поворота в движении налево, караульные смены   поворачиваются  на шестой шаг в своих точках поворота в движении налево после поворота разводящего      в движении налево, сохраняя при этом равнение в шеренгах и продолжая движение мемориальным шагом.

  Схема выполнения второго элемента ритуала на Посту №1 – подход смены к Вечному огню

 Подход смены к Вечному огню. После остановки разводящего караульные смены  продолжают движение мемориальным шагом. Караульные одновременно равняются с ближайшими подставками и начинают отсчитывать девять шагов до дальних подставок, после чего  останавливаются. Караульные также начинают отсчитывать девять шагов с того момента, когда караульные подравнялись с ближайшими подставками, и останавливаются на девятом шаге возле подставок. В результате караульные  останавливаются возле подставок одновременно.

 Схема выполнения третьего элемента ритуала на Посту №1 – заступление смены на Пост №1

 Заступление смены на Пост №1. После остановки караульных смены разводящий командует: «Смена! Кру-ГОМ!». Караульные смены поворачиваются кругом, а разводящий не поворачивается.

Затем он отдаёт приказ: «Смена, заступить на Пост №1 города-героя Минска для отдания почестей погибшим в годы Великой Отечественной войны!». Отдав приказ, разводящий поворачивается кругом и начинает движение мемориальным шагом в обратном направлении (первый шаг разводящего – сигнал для караульных заступать на подставки).

Заступая на подставки, караульные становятся часовыми, а караульные становятся подчасками.

  Схема выполнения четвёртого элемента ритуала  на Посту №1 – смена смен на Посту №1

 После остановки караульных  разводящий  командует: «Смена! Кру-ГОМ!».

Караульные  поворачиваются кругом, а часовые и подчаски сходят с подставок и становятся караульными. Затем разводящий приказывает: «Смена! Заступить на Пост №1 города-героя Минска для отдания почестей погибшим  в годы Великой Отечественной войны!». После отдания приказа разводящий самостоятельно поворачивается кругом и командует: «Смена, с Поста №1 за мной, шаром – МАРШ!». Караульные начинают движение мемориальным шагом за разводящим, а караульные с первым ударом ноги разводящего заступают на подставки и становятся часовыми и подчасками.

       – часовые и подчаски                       – прибывшая смена

       – убывающая смена                        – – разводящий

Схема выполнения пятого элемента ритуала на Посту №1 – смыкание смены

  

  1. Следование смены от Вечного огня до установленных точек поворота в движении направо. После поворота разводящего в движении направо караульные поворачиваются на шестом шаге в своих точках поворота в движении направо. После поворота разводящий делает полных шесть шагов, а затем максимально подрезает шаг. Караульные после поворота смыкаются на разводящего. При подходе к подземному переходу смена полностью смыкается и останавливается. Затем разводящий командует: «Смена, за мной шагом – МАРШ!».
  2. Смена спускается по ступенькам и останавливается на площадке по команде разводящего: «Смена, на месте – СТОЙ!».

Схема выполнения шестого элемента ритуала на Посту №1 – смена разводящего

По достижении сменой площадки для входа в подземный переход  разводящий командует: «Смена, на месте – СТОЙ!» и поднимается по ступенькам обычным шагом на площадку. Затем разводящий следует мемориальным шагом до постамента «Смоленск», где производится смена разводящих. Разводящий        останавливается на месте разводящего       и командует: «Напра-ВО». По этой команде разводящий        поворачивается направо, а разводящий       поворачивается кругом и отдаёт следующую команду: «Шагом – МАРШ!». Разводящий       следует мемориальным шагом до площадки, затем останавливается и спускается по ступенькам обычным шагом к смене.

 Схема смены дневального

Смену дневальных производит Помощник начальника караула (далее – ПНК) через каждые 20 минут. В отсутствии ПНК её заменяет начальник караула. За 5 минут до заступления на пост дневального ПНК в учебном классе отдаёт команду: «Караульный ––––––– , за мной шагом – МАРШ!». Караульный, услышав свою фамилию, встаёт, принимает положение «смирно» и отвечает: «Я». Если в классе проводятся занятия, то ПНК спрашивает разрешение: «Товарищ начальник штаба Поста №1, разрешите обратиться! Помощник начальника караула –––––––– , разрешите произвести смену дневального!».

Прежде чем произвести смену дневального, ПНК должен проверить внешний вид караульного в помещении начальника караула.

Караульный, следуя за ПНК через коридор №3, поднимается по ступенькам и останавливается на месте ПНК, который перед этим уже сделала шаг влево.

Караульный начинает движение строевым шагом. На втором шаге поворачивается в движении налево и делает два шага, после чего останавливается и поворачивается лицом к ПНК.

ПНК командует: «Караульный –––––, заступить на пост дневального!». Караульный отвечает: «Есть». Затем поворачивается налево лицом к дневальному. Дневальный делает шаг вправо.

Караульный строевым шагом заступает на пост дневального, останавливается и поворачивается кругом. С этого момента он является дневальным. Караульный, который сдал пост дневального, делает два шага вперёд, останавливается, поворачивается лицом к ПНК и докладывает: «Товарищ ПНК, караульный –––––––– пост сдал!», а дневальный отвечает: «Товарищ ПНК, дневальный –––––––– пост принял». ПНК командует: «Караульный –––––––– , за мной шагом – МАРШ!» и уводит его тем же маршрутом в учебный класс.

  

Итоги несения Почётной Вахты Памяти на Посту №1 за день (неделю)

 

п/п

Имя, фамлия караульных

Оценка

Недостатки,

замечания,

нарушения

дисциплина

внешний

вид

знание обязанностей и исторической справки

строевая подготовка

внутренний порядок

выполнение распорядка

дня

общая оценка

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График несения Почётной Вахты Памяти на Посту №1 Почётным караулом

 

Время заступления смены

Время снятия смены

№ смены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График смены дневального на посту дневального

 

Время заступления

Время снятия

Фамилия

9.00

9.20

 

9.20

9.40

 

9.40

10.00

 

10.00

10.20

 

10.20

10.40

 

10.40

11.00

 

11.00

11.20

 

11.20

11.40

 

11.40

12.00

 

12.00

12.20

 

12.20

12.40

 

12.40

13.00

 

13.00

13.20

 

 

 

_____________________

                (число)

 

Начальник караула ______________________                                 ________________

                                                  (фамилия)                                                        (роспись)