Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наши новости

28.09.2023Встреча первого секретаря Московского районного комитета ОО «БРСМ» Павла Лапатинского с учащимися 8-х классов...Читать далее »
26.09.2023В Московском районе сотрудники ГАИ преподают школьникам уроки ПДД...Читать далее »
24.09.2023Увлекательная экскурсия на завод БЕЛАЗ ...Читать далее »
22.09.2023В рамках Единого дня безопасности...Читать далее »
21.09.2023Единый день безопасности и Международный день мира...Читать далее »
21.09.202320 сентября прошло общешкольное родительское собрание...Читать далее »
Архив новостей

Вы хотите взять ребёнка в семью. Усыновление ребенка шаг за шагом!

Растить и воспитывать детей – дело непростое. А открыть своё сердце для чужого ребёнка, стать ему опорой в жизни и принять его таким, какой он есть – подобно воистину подвигу.

Если Вы решили взять на воспитание ребёнка, Вы должны знать – будет трудно. Ведь каждый ребёнок – это индивидуальность, это многогранная и неоднозначная личность. У каждого – огромный багаж прошлого, недоверие к окружающим, боль, обида, неверие в свои силы.

Но будет идти время, и Вы обязательно ощутите счастье, радость и блаженство, от того, что для этого карапуза Вы стали самым родным и близким человеком, его жизненной крепостью. И тогда никакие преграды и невзгоды Вам не страшны, потому что вы – СЕМЬЯ.

В нашей стране существуют различными формы организации замещающих семей. С основными мы Вас познакомим в этом разделе. Это:

Куда обращаться?

  • Управление по образованию администрации Московского района г. Минска. (г.Минск, ул. Алибегова, 19, каб.110), тел.: +375 (17) 297-66-21;
  • Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь (http://child.edu.by, г. Минск, ул. Платонова, 22, Тел.: (017) 284-71-51; (017) 331-06- 17); 

Усыновление

Сделай 6 простых шагов, чтобы усыновить ребёнка!

Шаг 1

Обратитесь в управление по образованию по месту жительства (иметь с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность).

Вам необходимо:

  • Пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранения медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья (как кандидата в усыновители);
  • Получить по месту работы справку о месте работы, службы и занимаемой должности;
  • Предоставить сведения о доходах за предшествующий усыновлению год.

При обращении супругов необходимо приложить свидетельство о заключении брака, в случае усыновления ребёнка лицом, состоящим в браке.

Предоставить справку, подтверждающую право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в усыновители (выдается в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, в котором проживает заявитель, у иных собственников (балансодержателей) жилья.

С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, Вы должны обратиться в управление по образованию по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни кандидата в усыновители.

Шаг 2

Управление по образованию проводит обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, организует психологическое обследование кандидатов в усыновители.

Психологическое обследование включает в себя собственно обследование (беседа и психологическое тестирование), а также обязательные занятия по подготовке к выполнению родительских функций. Занятия в группе начинаются по мере её формирования. По итогам психолог составляет психологическое заключение.

Управление по образованию самостоятельно запрашивает сведения:

  • о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители; лишались ли они родительских прав, или были ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите.

На основании собранных документов управление по образованию выдаёт акт обследования условий жизни кандидатов в усыновители.

Шаг 3

Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение о возможности усыновить ребёнка, можно приступать к подбору ребёнка.

Районное (городское) управление по образованию осуществляет подбор ребёнка только в детских интернатных учреждениях или организациях здравоохранения, которые находятся на территории данного района (города).

Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы, выданные управлением по  образованию обратиться в Национальный центр усыновления.

Сведения о детях предоставляются в виде личных карточек детей.

Шаг 4

Если Вы подобрали ребёнка, Вам выдается направление для знакомства.

Ваш первый контакт возможен только в присутствии специалиста по охране детства и государственного опекуна ребёнка. Вас обязательно ознакомят со всеми имеющимися сведениями о ребёнке.

Отказ от усыновления данного ребёнка не является препятствием для получения направления на знакомство с другим ребёнком для усыновления.

Шаг 5

Если Вы приняли решение об усыновлении именно этого ребёнка, Вам необходимо обратиться в суд.

Заявление об усыновлении (удочерении) подается по месту своего жительства или по месту нахождения усыновляемого ребёнка и рассматривается судом в порядке особого производства, установленном параграфом 10 Гражданского Процессуального Кодекса Республики Беларусь.

В заявлении может содержаться просьба об изменении фамилии, собственного имени, отчества усыновляемого ребёнка, даты его рождения, места рождения, а также о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя (родителей).

Шаг 6

При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, Вы можете забрать ребёнка из учреждения, где он находится.

Заключение

Вам необходимо знать, что в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год осуществляется обязательный контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей детей в семьях усыновителей. Обследование проводится управлением по образованию по месту жительства, может проводиться также Национальным центром усыновления.

Если Вы желаете получать ежемесячные денежные выплаты на усыновленного ребёнка, Вам необходимо обратиться в управление по образованию по месту жительства с письменным заявлением.

Помните, что по любым вопросам жизни и воспитания усыновленного ребёнка в семье, Вы можете обратиться за консультативной психологической, педагогической и юридической помощью в управление образования, спорта и туризма и в Национальный центр усыновления.

Опека и попечительство

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. 

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребёнка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребёнка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства. 

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребёнка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребёнка. Опекун не должен препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует  интересам ребёнка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребёнок должны проживать совместно. 

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

От других форм временного семейного устройства детей (приемная семья, детский дом семейного типа) опека отличается безвозмездностью. За выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка, управлению его имуществом, защите личных  их законных интересов опекун не получает денежного вознаграждения. Согласитесь, не каждый способен принять на себя тяжелую ношу воспитания и отказаться от оплаты за этот труд.

Итак, Вам известно, что в какой-либо знакомой Вам семье что-то произошло (ребёнок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию; родители длительно (более 6 месяцев) отсутствуют; родители болеют и др.), и ребёнок рискует на длительный срок остаться без родителей и, как следствие, попасть в детское интернатное учреждение и Вам бы очень хотелось ему помочь. Возможно, Вы посещали интернатное учреждения в День открытых дверей, были зрителем на концерте воспитанников детского дома, познакомились с ребёнком во время благотворительных акций.

Возможно также, Вы осознаете, что могли бы принять незнакомого ребёнка в свою семью. Но…..Усыновление – слишком серьезный шаг, к которому Вы не готовы. Работа приемного-родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа – совсем не то, о чем Вы мечтали. К тому же у Вас есть любимая работа, приносящая хороший доход, к чему лишние перемены? Но помочь ребёнку очень хочется, пусть не на долго – пока не заберут родители или не усыновят те, кто может себе это позволить, либо пока ребёнок не вырастет и перестанет нуждаться в помощи. В этом случае опека – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезным ребёнку. 

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин:

  • не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь);
  • не лишавшийся судом родительских прав;
  • не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя  за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите. 

Как стать опекуном?

Шаг 1

Представить в управление по образованию по месту жительства опекуна либо по месту нахождения несовершеннолетнего ребёнка следующие документы:

  1. Заявление лица, желающего быть опекуном, заявление несовершеннолетнего с 10-и летнего возраста о согласии на установление над ним опеки.
  2. Согласие законного представителя, если ребёнок находится на государственном обеспечении.
  3. Документы об отсутствии у ребёнка родителей (копия свидетельства о смерти, решение суда о лишении родительских прав, о судимости, отобрании, Ф-2, документы о розыске родителей, отказ родителей от ребёнка, заявление родителей на установление опеки с указанием причин ее установления и т.д.).
  4. Характеристика с места работы, справка о зарплате опекуна.
  5. Лицевой счет с места жительства будущего опекуна, справка о составе семьи (ЖЭС).
  6. Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны по форме Ф-10.
  7. Медицинская справка совместно проживающих граждан.
  8. Согласие членов семьи на установление опеки.
  9. Автобиография кандидата в опекуны.
  10. Ксерокопия паспорта кандидата в опекуны.
  11. Ксерокопия паспортов совместно проживающих граждан, ксерокопии свидетельств о рождении совместно проживающих детей.
  12. Копию свидетельства о браке (расторжении брака) кандидата в опекуны.
  13. Копия свидетельства о рождении ребёнка.
  14. Медицинское заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего по форме Ф-10.
  15. Сведения о счетах, открытых на имя несовершеннолетних.
  16. Сведения об имуществе несовершеннолетнего.
  17. Документы, подтверждающие право собственности несовершеннолетних на жилое помещение.
  18. Сведения о братьях и сестрах несовершеннолетнего.
  19. 2 фотографии на единый билет, заявление
  20. 2 фотографии на удостоверение опекуна, заявление. 

Шаг 2

В течение месяца управление по образованию сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребёнка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном. 

Шаг 3

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребёнком по направлению управления образования, спорта и туризма. Специалисты учреждения, в котором находится ребёнок, ознакомят Вас с историей ребёнка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребёнка и для Вас. 

Шаг 4

Если в результате знакомства с ребёнком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребёнка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление по образованию с заявлением об установлении опеки над данным ребёнком. 

Шаг 5

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребёнка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребёнка из учреждения, в котором он находится. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учёте в управлении образования, спорта и туризма по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребёнка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна.

Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребёнка, при возвращении ребёнка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

Приёмная семья

ЧТО ТАКОЕ ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ?

Приёмная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Орган опеки и попечительства, определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приёмную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребёнка в приёмной семье.

Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Поэтому кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение.

Органы опеки и попечительства и социально-педагогические центры осуществляют сопровождение и контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, анализируют деятельность приёмных родителей, организуют необходимые консультации и психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с отделом образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на шесть месяцев с учетом потребностей детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с замещающими семьями.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в управление по образованию по месту своего жительства.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью специалист органа опеки и попечительства ознакомит с перечнем документов, необходимых для создания приёмной семьи, ответит на интересующие вопросы создания и функционирования приемной семьи.

При отсутствии на территории района детей, управление по  образованию организует учет кандидатов в приемные родители.

Управление по образованию либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни лиц, желающих взять детей на воспитание в приёмную семью. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Полученная информация отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители.

Орган опеки и попечительства учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей.

Кандидаты в приёмные родители проходят образовательную программу обучающих курсов в социально-педагогическом центре.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление по образованию знакомит с условиями трудового договора и договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

Информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью и направление для посещений этих детей и установления контакта с ними предоставляет специалист органа опеки и попечительства. 

ЗАЧЕМ НУЖНО ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ?

 Как показал опыт, обычно люди, желающие взять ребёнка в свою семью, совершенно не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки, и стараются переносить на них опыт воспитания своих родных детей (который может пригодиться лишь отчасти). Не имея достаточных знаний, они совершают большое количество ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение поможет предотвратить эти ошибки. Цель обучения показать, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, показать кандидатам возможные «подводные камни» воспитания и научить их обходить.

 Иногда бывает, что во время обучения, узнав о возможных сложностях, некоторые из кандидатов пересматривают своё решение стать родителями для оставшихся без родительского попечения детей. И это гораздо лучше, чем взять на воспитание ребёнка, а затем, после обоюдных мучений, возвратить его обратно. Важно, чтобы кандидаты после пройденного курса обучения смогли принять обоснованное решение о своих возможностях принять ребёнка на воспитание.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

● Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.

● Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.

● Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

●Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

● Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, спорта и туризма, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.

● Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.

●Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

● Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Детский дом семейного типа

Имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Положением о детском доме семейного типа». Детский дом семейного типа создаётся решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Общее число детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 10 человек.

Чтобы стать родителем-воспитателем детского дома семейного типа необходимо пройти не только профессиональный и психологический отбор, но и курс обучения. 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

● Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

● Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; лиц, дети которых признавались нуждающимися в государственной защите.

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- бывших усыновителей, если установление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка;

- близких родственников детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа (братьев, сестёр, деда, бабки).

● В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приёмных родителей, опекунов (попечителей).

● Родители-воспитатели по отношению к принятым на воспитание детям обладают правами и выполняют обязанности опекунов (попечителей).

● Родители-воспитатели обязаны принимать меры по передаче воспитанников детского дома семейного типа на усыновление и не имеют права препятствовать их усыновлению другими лицами.

● Родители-воспитатели детских домов семейного типа обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни.

● Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

● На период отсутствия родителя-воспитателя либо невозможности в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнения им обязанностей по воспитанию детей по уважительным причинам (болезни, трудовой или социальный отпуск, командировка и др.) управление по образованию решает вопрос о замене отсутствующего родителя-воспитателя другим работником. При этом в период трудового отпуска предоставляемого в соответствии с графиком, управление по образованию решает вопрос об организации летнего отдыха воспитанников либо их временном устройстве в учреждение образования или другой детской дом семейного типа.

● Родители-воспитатели детских домов семейного типа повышают свою квалификацию в порядке установленном для педагогических работников системы образования.

● Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж.

● Родители-воспитатели обязаны содействовать поиску братьев и сестер иных родственников и поддержанию их отношений с воспитанниками детского дома семейного типа, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников. В спорных случаях порядок общения между ребёнком, его родителями родственниками и родителями-воспитателями определяется органом опеки и попечительства.

Патронатное воспитание

Если Вы хотите стать другом ребенку, который живет в детском доме или  интернатном учреждении  -  есть такая возможность! 

Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными. 

Что же такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. 

Алгоритм приема ребенка в патронатную семью

1-й шаг - Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в управление по образованию по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.

2-й шаг – Управление по образованию запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

3-й шаг - На основании акта и полученных о Вас сведений управление по образованию готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.

4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.

5-й шаг - Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком, и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности.

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.

9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Кто может стать патронатным воспитателем?

Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:

  • лиц, лишенных родительских прав;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
  • лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье.

Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?

Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.

При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам. 

Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?

Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:

  • телефонные звонки,
  • беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),
  • беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,
  • наблюдение педагогом социальным и педагогом-психологом, анкетирование. 

Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания. 

Плюсы патронатного воспитания

  1. Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у кого нет иных возможностей воспитываться в семье.
  2. Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию.
  3. Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью. 

Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами, попечителями. 

Ребёнок, переданный в семью патронатного воспитателя получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.