Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наши новости

25.11.2021Внимание! Информационный ресурс для детей и подростков, родителей и педагогов Kids.pomogut.by...Читать далее »
19.11.2021Внимание! ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК в МОСКОВСКОМ РАЙОНЕ г.Минска....Читать далее »
18.11.2021ДЕНЬ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯЧитать далее »
13.11.2021Внимание! Проходят мероприятия в шестой школьный день(13 ноября 2021)... Читать далее »
04.11.2021НЕСКУЧНЫЕ КАНИКУЛЫ!!!!!Читать далее »
02.11.2021УРА, КАНИКУЛЫ!!!Читать далее »
Архив новостей

Выбор профиля в старших классах

Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

Стоит ли детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее зависит от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, а также преподаватели и педагог-психолог, могут помочь ему в этом.

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

Как выбрать профиль обучения в школе

Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

Помощь родителей

Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только самостоятельным, но и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его обращать внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться.